Закон о северах с поправками

Государству нужно уточнить соцпакет для северян

Закон о северах с поправками

Норильск. Несладкая жизнь на Крайнем Севере / Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Госдума намерена рассмотреть в июле внесенные Правительством РФ поправки, уточняющие терминологию закона о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и предлагающие заменить термин «трудовая пенсия» на «страховая». Несмотря на технический характер законопроекта, есть повод для разговора о господдержке северян

СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики. Создана профильная госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

На недавней «Прямой линии» Президент РФ Владимир Путин заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни верст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга… Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, — напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, — районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое».

Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены.

Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, — признает он, — мы в большом долгу перед избирателями».

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит Закон РФ №4520-1, принятый еще в 1993 году. Его нынешнее изменение уже 14-е по счету.

Большинство норм закона-ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»…

Читайте по теме Вообще список госгарантий обширен. Назовем лишь основные: применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней — в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства.

Гарантий хороших и разных много. Но в итоге — исход населения с Северов. Почему сегодня туда не стремятся за длинным рублем? Потому что его там нет. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально. Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным по тогдашним стандартам для дальнейшей жизни.

Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения.

Исход начался в 90-е и не прекратился до сих пор. Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом. Сравните: в 1980-1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ

После 1991 года государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ №122.

По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — региональными. Если организацию финансирует местный бюджет — соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах — работодателем.

Логично исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств. И в результате права работников не соблюдаются.

В играх бизнес-разума изобрели прием — прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае.

Он обратился к президенту страны и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (а там 59 процентов территории относится к Арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ

Когда в 90-х годах принимался Закон 4520-1, возникла дискуссия о его названии. Казалось бы, какая разница — написать «о предоставлении льгот» или «о госгарантиях и компенсациях»? На самом деле — большая! Условная партия «северян» тогда победила. Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма. Дети часто болеют.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые «лесные школы», куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода. Огромное внимание уделялось летнему отдыху. Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории.

– Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, — говорит Игорь Шпек- тор. — У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить. Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости. Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это — первое. Второе — поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается.

В 1980-1990 годах число жителей Мурманской области увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч»

ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ

При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики. Население Северов стареет и уезжает.

В то же время там есть много сырьевых районов и производств. Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно.

Игорь Шпектор, отдавший Северу 35 лет жизни, считает: эту проблему можно было бы решать путем отселения. Да, выдача жилищных сертификатов ведется. Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше.

Да еще растет цена на квадратный метр… Понятно, чем это оборачивается для северян. Поэтому, с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну, если на следующий год планируется секвестрировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН.

По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны — абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет.

Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях.

Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам — это традиционные, но урезанные меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы — предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание в первую очередь в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике — в полную силу себя еще не проявили.

Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение. Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен. Отсутствие дорог, систем водо- и теплоснабжения в условиях XXI века — большой минус для бонуса в виде надела земли.

В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх»

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствуют целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики, — убежден он.

— Наш комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово-кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь — федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады… Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году».

Наряду с этими мерами, уверен депутат, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера. Это касается пенсионеров-северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет.

Читайте по теме «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, — резюмировал Николай Харитонов.

— Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки. Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса.»

Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но, с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов требуются люди. А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы заняла большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Ремонтно-восстановительные работы на высоковольтных ЛЭП после урагана 21–23 марта 2016 года / Фото PhotoXPress

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosudarstvu-nuzhno-utochnit-socpaket-dlya-severyan.html

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Закон о северах с поправками

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

Закон о северных надбавках

Закон о северах с поправками

На величину северной доплаты огромное влияние оказывает регион. Например, жители Камчатки, Магаданской области, Чукотки и прочих «суровых» районов уже спустя 6 месяцев работы имеют право на прибавку к зарплате в размере 10%.

Увеличение производится по истечении каждых 6 месяцев на 10%, пока не будет достигнут 100% предел.

Наступление 2005 года, хоть и отменило вышеописанную льготу, зато порадовало молодых специалистов ускоренным начислением северной доплаты .

Как будут выплачиваться северные надбавки в 2019 году

Процесс начисления северной надбавки регламентирует Трудовой Кодекс РФ и закон РФ №4520-1. Согласно данным документам, к заработной плате жителей северных регионов страны начисляется дополнительная надбавка. Размер выплаты высчитывается в процентном эквиваленте от оклада и зависит от длительности периода работы.

Правила расчета надбавки прописаны в инструкции Министерства труда РСФСР, принятой еще 21.

Что представляют собой северные надбавки и районный коэффициент в 2019 году

Трудовой кодекс и Федеральный закон, вышедший в 1993 году, регулируют выплату и расчет надбавки за проживание и работу в суровых условиях.

При этом чем дольше работник будет трудиться в северных районах страны, тем больший коэффициент к зарплате ему выплачивается, пока он не дорастет до максимального, предусмотренного законодательством. Власти заинтересованы, чтобы люди стремились переезжать в северные районы.

Закон о начислении северной надбавки в 2019

Жизнь в северной части России очень отличается от жизни в других регионах, так как короткие световые будни, низкая температура, дефицит фруктов и овощей отрицательно влияют на здоровье и физическое состояние граждан.

Для улучшения качества жизни в данных регионах начисляются всевозможные надбавки и коэффициенты к основной заработной плате. Лица, которые проживают на северной территории и в ближайших к ней регионах, имеют право получать дополнительные компенсации, согласно российскому законодательству.

О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Районный коэффициент и северные надбавки в 2019 году

Размер так называемой северной надбавки принято применять при начислении окончательного размера заработка работающего человека. Размер этой надбавки идет в прямой зависимости от стажа работы в этом регионе.

В районах Крайнего Севера право на получение такой заявки возникает по прошествии первых шести месяцев с момента официального трудоустройства. А в районах, которые приравниваются к этому региону, должен пройти целый год.

100%-ная надбавка.

Порядок расчета и начисления северных надбавок и районных коэффициентов в 2019 году

Работать и жить в условиях Крайнего Севера непросто: короткий световой день, низкие температуры, отсутствие сезонных фруктов и овощей негативно сказывается на здоровье человека. Именно поэтому начисление заработной платы людям, трудящимся в подобных условиях, производится с использованием всевозможных надбавок и коэффициентов.

Указанные доплаты обязательны к начислению всем категориям работников, работающих как постоянно в составе штата организации, так и по совместительству, дистанционно или вахтовым методом.

Начисление северных надбавок

Северные районы России известны не только красотой своей природы, но и суровостью погодных условий. Суровый климат пагубно отражается на здоровье проживающих там людей.

Кроме природы, жизнь на Севере осложняют большие расстояния до центральной части России. Предоставление доплаты регулируется Трудовым Кодексом и Законом РФ №4520–1 (от 19.02.1993г.).

Эти доплаты — величина непостоянная, их размер возрастает прямо пропорционально увеличению трудового стажа на территории с экстремальными погодными условиями.

Источник: http://juridicheskii.ru/zakon-o-severnyh-nadbavkah-38415/

Закон о северах с поправками

Закон о северах с поправками

Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Северная пенсия: изменения и назначение в 2019 году

  • год стажа при работе в приравненных условиях к КС равен 9 месяцам труда непосредственно на Севере;
  • когда проходит 6,5 года работы в регионах КС, каждый следующий календарный год приближает выход на отдых на 4 месяца;
  • по закону «северный» стаж составляет минимум 15 лет (для женщин). У мужчин показатель больше на 5 лет.

Однако есть и незначительные сложности. Начисление повышенной пенсии нужно подтверждать и оформлять каждый календарный год. Заявление о начислениях нужно подавать до конца установленного в регионе срока (в каждом он разный), для этого обращаются в Пенсионный фонд.

О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях (с изменениями на 7 марта 2019 года)

Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

Читать еще –>  Льготы на садик малоимущим

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Федеральный закон — О статусе военнослужащих — с последними изменениями 2019 года

Это обследование позволит выявить в организме солдат и офицеров остаточные метаболиты наркотических средств и психотропных препаратов, если таковые применялись военнослужащим.

Избежать выполнения этого обязательства или получить от него освобождение невозможно, пока не будут приняты другие законодательные акты федерального уровня, предусматривающие какие-либо исключения из этого правила.

Это разделение каникулярных отпусков повлекло за собой и сопутствующие изменения в других частях закона. Так, пункт 1 статьи 20 в новой редакции предоставляет право бесплатного проезда один раз в году призывникам и курсантам военных образовательных учреждений только в период основного (летнего) отпуска.

Комитет Госдумы по Северам дорабатывает поправки в Федеральный закон “О наименованиях географических объектов”

«Ранее существовали инструкции о переводе с национальных языков. На текущий момент они требуют актуализации, так как это инструкции тридцати-сорокалетней давности, и статус их сейчас непонятен, — комментирует заместитель председателя Комитета по Северам Оксана Бондарь .

— Республики Башкортостан и Татарстан, к примеру, сами разработали правила перевода. И эти правила уже прошли согласование с исполнительными органами власти субъектов. Однако вновь возникло препятствие.

Росреестр, проводя экспертизу предложений, должен, в том числе, проводить так называемую нормализацию предложенных наименований. Но использовать старую инструкцию правопроименитель не может, новых нет.

В советское время такие инструкции разрабатывал Комитет по геодезии и картографии при участии широкого круга экспертного сообщества, представители которого и национальными языками владели, и являлись знатоками в этой сфере.

Один из обсуждённых вопросов касался предложения Магаданской областной Думы по доработке данного законопроекта.

Как представляется депутатам Законодательного собрания Колымы, достаточный и обоснованный способ выявления мнения населения по вопросам наименования заливов, проливов, островов, гор, рек, озер, ледников, иных природных объектов — принятие соответствующего решения представительным органом муниципального образования на территории которого расположен данный объект, помимо прямого опроса общественного мнения.

Читать еще –>  Признаки капитального строения по нормам

В закон о северах внесены изменения

Областной закон «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета» содержит статью 5, в которой говорится: «Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к зарплате выплачивается в полном размере с первого дня работы в организациях, финансируемых из областного бюджета, если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее пяти лет».

После окончания школы моя дочь устроилась на работу в бюджетную организацию. Несмотря на то, что она родилась на Камчатке, в бухгалтерии ей сказали, что никакие северные надбавки к зарплате сразу ей не положены и их придется зарабатывать. Разве уроженцы полуострова потеряли право на эту льготу?

Изменения закона о рыболовстве прошли Госдуму

С обоснованием выступил заместитель министра сельского хозяйства – глава Росрыболовства Илья Шестаков. Он сообщил, что планируется вернуться к правительственному тексту законопроекта, который стимулирует поставки водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде. «Прошу поддержать», – сказал руководитель федерального агентства.

Ольга Епифанова («Справедливая Россия») заявила, что нельзя принимать неожиданно внесенную поправку и лишать рыбаков возможности доставки прибрежных уловов в замороженном виде.

«Росрыболовство хочет стимулировать доставку уловов в охлажденном виде, вводя повышающий коэффициент, то есть если доставишь улов в замороженном виде – не видать тебе этого коэффициента.

Вы представляете, что будет? А будет вот что: рыболовство в прибрежной зоне Севера прекратится», – предостерегла парламентарий. Идею Росрыболовства об «инвестиционных квотах» она и вовсе назвала мертворожденной.

Читать еще –>  Сколько часов в ночных сутках

Пенсия в районах севера

Законом предусмотрена возможность назначения пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу. Для этого требуется не менее 7 лет 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

(Подробнее в таблице выше) В этом случае страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста (60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается на 5 лет. И мы приведем еще одну таблицу чтобы было еще понятнее.

Пример
Иван Петрович проработал 22 года в Архангельске (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) и 12 лет 6 месяцев в Москве по Списку №2, т. е.

имеет право на досрочную пенсию по двум основаниям.

Пенсия ему может быть назначена в 50 лет: со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии со Списком №2 и еще на 5 лет за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

  • На районных коэффициент, который действует в соответствующей местности. При переезде пенсионера в другой субъект РФ, он будет изменен.
  • На величину фиксированной выплаты, которая утверждается Правительством РФ, если пенсионер отработал определённый период в РКС.

В законе предусмотрено одно исключение – если пенсионер имеет страховой стаж 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) и трудился в РКС более 15 лет (20 лет – для субъектов приравненных к ним), то ему причитается фиксированная выплата независимо от того, где проживает он в настоящее время.

20 Ноя 2018      uristfree         44      

Источник: https://lawyerfree.ru/kadrovyj-uchet/zakon-o-severah-s-popravkami

Закон о северной пенсии: основные положения и нюансы

Закон о северах с поправками

Закон о северной пенсии определяет, что жители Крайнего Севера и приравненных к нему регионов выходят на отдых по льготной программе. Государство предусматривает увеличение базовой страховой выплаты. Аналогичные права предусмотрены и для работников северных областей вне зависимости от их места жительства на момент наступления преклонного возраста.

Законодательство о северных выплатах

Из-за тяжелых условий жизни и труда жители северных регионов имеют право досрочно выйти на пенсию.

Законодательство:

  • ФЗ №166 от 15 декабря 2001 года — регламентирует общие правила начисления и выплаты северного пособия;
  • ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года — статья 33 Федерального закона вводит способ начисления трудового стажа в регионах Крайнего Севера и областях, приравненных к нему;
  • Постановление Правительства №651 от 14 июня 2014 года — определяет порядок учета занятий в тяжелых погодных условиях для начисления пенсии по особой форме и досрочному выходу на законный отдых;
  • Постановление Правительства №367 от 28 апреля 2016 года — устанавливает правила и порядок увеличения фиксированных выплат для данных категорий граждан.

Согласно пенсионному законодательству такая пенсия назначается любому работнику независимо от гражданства и принадлежности к любой из стран мира.

Важно! Несмотря на то, что трудовая пенсия по наступлению преклонного возраста была переименована в страховую по наступлению старости, и определенный базовый объем стал фиксированной выплатой, общий порядок досрочного выхода на пенсию и увеличенная ставка для северян не были подвергнуты изменениям.

Условия назначения северной пенсии по закону

Пособие выдается лицам, имеющим право на получение страховой пенсии или государственных выплат вследствие достижения определенного возраста и наработки стажа.

Люди, получающие выплаты в рамках закона о социальном обеспечении или признанные инвалидами (обязательно должны проживать в северных регионах), также получают право на пособие в увеличенном размере. В их отношении вводится поправочный коэффициент. Он зависит от региона проживания. К примеру, в республике Коми коэффициент равен 1.6, на Камчатке – 2.

Закон о северной пенсии для выхода на пенсию предусматривает определенные условия:

ПолВозрастСтаж на Крайнем СевереСтаж в регионахОбщий страховой стаж
Мужчины55152025
Женщины50152020
Жители – мужчины50Обязательно постоянное проживаниеОбязательно постоянное проживание25 – для местного промысла (охота, рыболовство и другое)
Жители – женщины45Обязательно постоянное проживаниеОбязательно постоянное проживание
Женщины с детьми (от 2)50121720

Значение территориального проживания, переезд в другой город

Список приравненных к КС местностей регламентирован постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 года.

При переезде в другую местность и при наработке требуемого стажа человек получает пенсию, но уже без учета поправочного коэффициента для северного региона. Главным условием считается проживание на определенной территории.

Крайний Север – это местность за полярным кругом. Другие регионы приравниваются к ней при наличии тяжелых условий климата, постоянного холода. Причисление к перечню новых земель выполняется только посредством правительственного постановления.

Северный стаж и возраст выхода на пенсию по ФЗ №400

Работникам Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему областей начисляется северная пенсия. Трудовой стаж для получения выплат должен быть — не меньше 20 лет для мужчин и 15 для женщин при работе на КС. При этом срок выхода на пенсию составляет, соответственно, — 55 и 50 лет.

Общий стаж должен быть не меньше 25 и 20 лет.

Год стажа в регионах, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9-ю месяцами работы непосредственно на самом Севере. Уже после 6 месяцев работник с каждым годом сокращает свой возраст выхода на пенсию на 4 месяца.

Льготные условия пенсионерам с Крайнего Севера в соответствии с законом

При выплате пособия для жителей и работников северных регионов вводятся льготные условия. К ним относятся следующие послабления для граждан.

Фиксированная выплата – точный объем материального довольствия, определенный законодательными нормами и рассчитываемый без учета поправочных коэффициентов или других надбавок.

Досрочный выход – возможность преждевременного оформления и получения пенсионных выплат. Главное для претендента – обладать достаточным стажем, и тогда он имеет право отправиться в «отпуск» на 5 лет раньше. Если человек был трудоустроен на производстве с тяжелыми условиями труда, то на 10 лет.

Региональный коэффициент – показатель, определяющий сложность жизни и работы в условии конкретной местности. Максимальное значение – 2, применяется для пенсий в Нижнеколымкском районе и поселении Усть-Куйга Якутии. Наименьшее – 1.15, используется для расчета выплат для жителей Карелии. При назначении фиксированный объем с учетом надбавок увеличивается на региональный коэффициент.

Способ расчета – формула такая же, как и при начислении стандартного пособия. Применяется региональный коэффициент. Важно, чтобы стаж работы был не меньше 25 или 20 лет (зависит от пола) для обычных областей, и 15 или 20 лет для Крайнего Севера и приравненных к нему территорий.

Послабления нужны, чтобы облегчить жизнь в тяжелых условиях севера.

Закон об оформлении северной пенсии

В текущем году вопросом назначения северных пенсий занимается Пенсионный фонд РФ или муниципалитет, если уполномоченного учреждения нет в регионе.

Право предоставляется многофункциональным центром (МФЦ), если структурами (МФЦ и государственными органами) заключен ряд договоренностей.

Процесс оформления:

  1. проверка условий (стаж и возраст) и сбор документации;
  2. личный визит в соответствующие структуры для инициации и подачи заявления на выплату пенсии. К нему прикладывается необходимый перечень документации. Заявку могут отправить заинтересованное лицо (пенсионер), официальный представитель или работодатель при письменном согласии работника. После приема государственным служащим выдается расписка о принятии документации;
  3. заявка рассматривается в течение 10-ти дней. Потом заявителя уведомляют в письменной форме о решении. В течение 5-ти дней ему объявят о принятии (нет ли ошибок в оформлении). После устранения недочетов рассмотрение начинается заново.

Обратите внимание: начисление выплат начинается с первого числа месяца, в котором были поданы документы, но раньше, чем через 30 дней до наступления соответствующего возраста для выплаты пенсии.

Перечень документов для оформления выплат гражданам Крайнего Севера

Северная пенсия так же предусматривает фиксированную надбавку к базовой части пенсии северян. Северный коэффициент при начислении пенсии по-прежнему будет зависеть от района проживания.

Документы для оформления:

  • заявление по форме;
  • трудовая книга и другие доказательства наработанного стажа;
  • справка с места регистрации и расположения предприятия, на котором трудился человек (если потребуется).

Может потребоваться и ряд дополнительных бумаг: справка о находящихся на иждивении и нетрудоспособных подопечных, а также документы, если произошла смена Ф.И.О. или изменилась регистрация места жительства.

Важно! Все бумаги должны быть правильно заполнены. При обнаружении ошибок процесс рассмотрения дела будет остановлен.

Правовое регулирование расчета северной пенсии

Определение размера пенсии производится для правильного учета льгот.

Выплата складывается из двух составляющих:

  1. фиксированная часть;
  2. сумма, рассчитываемая из регулярных отчислений в ПФР.

Повышенная пенсия для северных жителей и рабочих предусматривается по всем параметрам (базовый и страховой объем).

Фиксированная часть выплат для граждан, проживающих и трудящихся в тяжелых климатических условиях:

Регион стажаИмеется иждивенецНет иждивенцев
Области КС5 083,45 руб.6677, 94 руб.
Области, приравненные к КС5 865,53 руб.6677, 94 руб.

За основу берутся табличные параметры. Расчет пенсии происходит по следующему алгоритму:

  1. фиксированный объем умножается на районный коэффициент;
  2. полученная сумма складывается с высчитанной из размера регулярных выплат в ПФР суммой.

Каждый пенсионер в состоянии самостоятельно пересчитать объем выплат, чтобы сверить данные.

Таким образом, северная пенсия – увеличенное пособие, положенное для граждан, отработавших много лет в тяжелых, холодных условиях.

Для получения граждане должны достичь определенного возраста, наработать стаж и проживать, трудиться в северном регионе.

При этом закон о северной пенсии при переезде предусматривает сохранение фиксированной выплаты, но региональный повышающий коэффициент уже не будет учитываться.

Источник: https://ProPensiu.ru/novosti-o-pensii/zakon/o-severnoj-pensii

Юридическое слово
Добавить комментарий