Свод бюджетов всех уровней

Уровни бюджетной системы

Свод бюджетов всех уровней

В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис.1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий.

Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 года и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Рис. 1. Бюджетная система России.

Первый уровень – федеральный бюджет российской федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов образуют второй уровень бюджетной системы. На сегодняшний день это 88 бюджетов: из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга.

Третий уровень бюджетной системы- бюджеты муниципальных образований.

В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов (ст.6.)

Рис. 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Рис.3. Консолидированный бюджет области

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы. На 2006-2007 гг. прогноз консолидированного бюджета представлен ниже и дает достаточно полное представление о структуре расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (таб.1)

Таблица 1. Основные показатели прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на 2006-2007 гг., млрд. руб.

ПоказателиФедеральный бюджетБюджеты территорийКонсолидированный бюджет
200620072006200720062007
Всего доходов4525,66188,13172,24335,57697,810523,5
Налоговые доходы3167,84242,92432,43289.25600,57532,1
Неналоговые доходы1878,22721,8219,3269,12097,52990,9
Всего расходов3749,64686,23102,64257,46852,28943,6
В том числе по разделам:
Общегосударственные вопросы647,04821,3271,0337,1918,01158,4
Национальная оборона667,25821,20,640.89667,9822,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность540,24664,8142,3186,5682,55851,3
Национальная экономика338,6495,9560,5786,5899,11282,4
ЖКХ316,2749,8474,1615,5505,7665,3
Охрана окружающей среды6,37,8512,321,9818,729,8
Образование206,02278,5678,6951,7884,61230,2
Культура, кинематография, СМИ50,4565,1103,9150,2154,4215,3
Здравоохранение и спорт145,8206,1461,6655,9607,4872,0
Социальная политика209,6210,9397,6541,0607,2752,0
Межбюджетные трансферты906,61064,0906.61064,0
Профицит776,01501,869,678,0845,61579,8

Становление бюджетной системы характеризуется также и становлением принципов ее функционирования, которые отражены в БК РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

Принцип единства бюджетной системы означает, что:

  • – в основе разработки и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;
  • – бюджеты всех уровней исполняются на основе единого измерителя (национальная денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;
  • – используется единая классификация доходов и расходов бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

  • 1. Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.
  • 2. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.
  • 3. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб.

Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

  • – принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
  • – принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
  • – принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
  • – принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в бюджетной системе субъектов РФ.

Page 3

Бюджетная система России включает в себя наряду с федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов.

К внебюджетным фондам относятся: 1) Пенсионный фонд РФ, 2) Фонд социального страхования РФ, 3) Государственный фонд занятости населения, 4) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 2000 года Государственный фонд занятости населения не формируется.

В бюджетную систему фонды включены на том основании, сто на них распространяются методология и порядок формирования и исполнения бюджетов. Фонды могут получать средства из федерального бюджета.

Например, на реализацию своих функций внебюджетным фондам в 2007 году выделены трансферты в довольно крупных размерах, млрд. руб.: Пенсионный фонд – 1005,9; Фонд социального страхования – 20,24; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 38,49.

Государственные внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования невключаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

  • – на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;
  • – социальное обеспечение по возрасту;
  • – социальное обеспечение в случае безработицы;
  • – социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Основные черты государственных внебюджетных фондов:

  • 1. Образуются вне федерального бюджета.
  • 2. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
  • 3. Расходование средств фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательными и иными актами РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность.
  • 4. Средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ.
  • 5. Сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов России рассматриваются и утверждаются федеральным Собранием в форме Федеральных Законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета составляется органом управления фонда, направляется в Правительство РФ и представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Источник: https://studwood.ru/1451466/finansy/urovni_byudzhetnoy_sistemy

Свод бюджетов всех уровней

Свод бюджетов всех уровней

3 уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Консолидированный бюджет РФ

В дальнейшем при анализе межбюджетных отношений важно обратить внимание на то, что для бюджетов субъектов Федерации финансовая поддержка из федерального бюджета значится в составе их доходов, а для федерального бюджета — в составе его расходов.

Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ и субъектов Федерации существенно отличаются по объему и структуре в связи с существенными различиями полномочий органов власти соответствующих уровней.

На пропорции доходов и расходов консолидированного бюджета и составляющих его бюджетов значительное влияние могут оказывать экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства (например, неурожаи в связи с засухой, финансовые кризисы, техногенные катастрофы).

Как подчеркивалось выше, три основных уровня бюджетной системы России отражают особенности административно-территориального деления в государстве федеративного типа.

На федеральном уровне утверждаются и исполняются бюджеты государственных внебюджетных фондов, а на субфедеральном уровне — бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Нередко в официальной информации в связи с этим используется понятие «бюджет расширенного правительства». Под ним подразумевается (ст.

6 Бюджетного кодекса РФ) «свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами».

Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетом расширенного правительства — расширенного в том смысле, что при этом речь идет и о бюджетах системы социального страхования, которая строится по принципу бюджетов.

Бюджет расширенного правительства дает представление обо всех бюджетных доходах и расходах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Отметим, что в Бюджетном кодексе нет понятия «бюджет расширенного правительства», в связи с чем нет официального названия свода названных бюджетов.

В то же время есть определенный смысл его использования — речь идет о бюджете «расширенном» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется также органами исполнительной власти (правительством).

Бюджет расширенного правительства как свод соответствующих бюджетов тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам — 34% ВВП. В табл. 1 дастся представление о структуре этого бюджета в период формирования внебюджетных фондов за счет единого социального налога, который с 2010 г. заменен страховыми платежами.

Читать еще –>  Как открыть студию кондитерскую

Свод Бюджетов

БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ — свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа. В РФ имеются следующие К.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют К … Большой экономический словарь

БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ — свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). К.г.б. не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа. В РФ имеются следующие К.г.б.: районные бюджеты районов в городе и городской бюджет составляют К … Большой бухгалтерский словарь

Бюджетная система РФ

Унитарная форма государственного устройства присуща многим странам. Основная ее характеристика, — единая структура государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства и правительство распространяют свою власть повсеместно.

В таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире.

Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств: означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Свод бюджетов

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Одним из способов экономии бюджетных средств является закупочная кампания или тендерные торги;

Читать еще –>  Как долго восстанавливается паспорт

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

Виды бюджетов

Минимальные государственные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики. Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Структура бюджетной системы РФ

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней или способ государственного влияния на систему рыночных отношений

Средства, направленные на пополнение казны, имеют значительное количество источников, министерств, распорядителей и потребителей.

А консолидированный бюджет — это уже тот общий фонд, который объединяет все источники пополнения казны на всех уровнях для дальнейшего их использования руководством страны в процессе удовлетворения различных потребностей нашей прекрасной родины.

С экономической точки зрения, этот термин относится не только к общегосударственному инструменту консолидации ресурсов страны, но и применяется в иных сферах, где данный способ подсчёта и реализации средств необходим. Таким образом, консолидированный бюджет — это также и элемент экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Он обеспечивает стабильностью финансового функционирования как мелкий бизнес, так и целые государства. В общенациональном понятии консолидированный бюджет — это своеобразная корзина, в которую попадают всяческие государственные сборы, налоги, лицензии, акцизы и другие средства, собранные представителями исполнительной власти. Делится она три основных источника поступлений:

Читать еще –>  Госпошлина на наследство по завещанию

Одним из главных условий для полноценного существования современного государства и нашего отечества в частности при рыночной системе экономических отношений, конечно же, являются средства налогоплательщиков. В XXI веке данный фактор можно назвать основным.

Хотя всё ещё актуальны некоторые обстоятельства, такие как национальная или религиозная принадлежность, культура общества и этнические территории, населяемые тем или иным народом.

Однако без необходимого количества средств, изъятых у собственного населения, национальной идеи и честного руководства, такую страну можно назвать просто объединением по этнической, религиозной, территориальной или другой принадлежности. Ресурсы, изначально направленные на обеспечение государства, формируют бюджет.

Они объединяются на региональном уровне в консолидированный бюджет области, образуют бюджеты субъектов РФ и консолидированный бюджет Российской Федерации в конечном итоге. Таким образом, соблюдая точную иерархию, пополняется казна страны. А государство, обладающее значительным капиталом, высококвалифицированным руководством и национальной идеей будет благополучной и процветающей родиной для собственного народа.

Тема 4

Минимальные государственные социальные стандарты — государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года (в ред. от 24 июля 2008 года) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. 1. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Тема 5

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

В условиях федеративного государства отсутствует единый, утверждаемый нормативным актом, бюджет государства. В России, как уже отмечалось, бюджетная система представлена федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

15 Ноя 2018      uristfree         37      

Источник: https://lawyerfree.ru/dekretnye-vyplaty/svod-byudzhetov-vseh-urovnej

Юридическое слово
Добавить комментарий