Социальный инвалид кто это

Как получить статус инвалида. Закон о статусе инвалидов. Статус ребенок инвалид

Социальный инвалид кто это

Инвалид довольно тяжелое определение, как для окружающих, так и для самого человека. Признание инвалидности процесс сложный и трудоемкий.

Прежде чем попасть на комиссию нужно пройти обследование, и это далеко не один кабинет с терапевтом.

Хочется сказать, что мера эта оправдана льготами от государства, целым рядом привилегий и регулярной выплатой финансовой помощи. Что в свою очередь является хорошим подспорьем в наше нелегкое время.

Закон о статусе инвалидов

Данный закон полностью описывает права человека с ограниченными возможностями, определяет границы беспомощности. Ограниченные возможности говорят о полной и частичной утрате дееспособности, самообслуживании, самостоятельном передвижении, общение, о контроле своего поведения.

  • Исходя из этих определений квалифицированной мед комиссией устанавливают группу инвалидности для взрослых людей.
  • Для детей определяется категорийность, инвалидность с детства либо ребенок инвалид.
  • Все правила и условия по назначению устанавливает правительство.

Социальный статус инвалида

Кроме медицинского обозначения есть еще и социализация людей с инвалидностью. Давайте разберемся в группах, что они дают человеку.

ГруппаОпределения степени тяжестиОпределение сумм выплат от действующего прожиточного минимума.
1Стойкая потеря работоспособности в следствии травмирования, болезни. К ним относится инвалидность с рождения, детства. Данная группа людей требует постоянной посторонней помощи, ухода.
2Частичная или полная потеря трудоспособности. Данная группа людей не нуждается в посторонней помощи. Они могут выполнять определенные работы, самостоятельно выбираться из дому.
  • Работающий человек имеет 100 % выплат.
  • При минимальном стаже 80 % выплат.
3К ней относятся люди, которые из-за определенных хронических заболеваний больше не могут выполнять свои обязанности. Их нужно переводить на более легкие условия труда, возможно с меньшим трудоднем.
  • Работающий человек имеет 100 % выплат.
  • При минимальном стаже 60% выплат.

Как получить статус инвалида

Получение статуса возможно только при комплексном обследовании в медицинском учреждении. Если человек находится в больнице, собрать комиссию может заведующий отделением. Квалифицированные специалисты вынесут диагноз для последующего оформления группы прямо в палате.

Какие документы нужно подавать на комиссию МСЭ при поликлиниках для подтверждения своего состояния здоровья:

Кто присваивает статус инвалида

Получить соответственный документ, который подтверждает ваше состояние здоровья, может только комиссия из квалифицированных специалистов медицинского учреждения. При поликлиниках есть специальные кабинеты МСЭ, в которых несколько раз в месяц заседает комиссия. В ее состав входят врачи разных специализаций, которые прошли отбор.

Они либо подтверждают заключение лечащего врача, либо отказывают вам в присвоении статуса. К ним же на комиссию вы обязаны будете приходить каждый раз, если вердикт комиссия вынесла временный. Повторное обращение может быть через один, два или три года. Желательно готовить документы заранее, за 2 месяца до следующего заседания МСЭ.

Если вынесенное решение вас совершенно не устраивает, вы можете его обжаловать. Для этого весь собранный пакет документов нужно передать Федеральному бюро. Ваше обращение будет рассмотрено в течении 30 календарных дней. Имейте ввиду, что на него повлиять может только суд.

Документ подтверждающий статус инвалида

Удостоверение выдается только для инвалидов ВОВ, для всех остальных комиссиями выдается справка.

Правовой статус инвалида

Большинству людей с ограниченными возможностями достаточно тяжело выживать в реалиях нашего времени. Государство старается обезопасить каждого жителя РФ. Для этого рядом законодательных документов прописаны права инвалидов, в которые входит и дискриминация.

Каждый человек с ограниченными возможностями, согласно своего статуса, имеет право на финансовую индексируемую помощь от государства:

Правовой статус подразумевает дополнительные льготные услуги, привилегии для всех групп инвалидности, в том числе и инвалидов ВОВ.

Статус инвалид с детства

Многие путают определение инвалидность с детства и ребенок инвалид. Это два абсолютно разных понятия:

  • Первое понятие подразумевает заболевания повлекшие дальнейшую инвалидность при рождении.
  • Второе понятие подразумевает приобретенные заболевания в детстве, которые привели к инвалидности.

Большинство таких детей, не может заявить о своих правах касательно охраны здоровья, реабилитации, обучения, независимой жизни. Реализация их прав зависит исключительно от социализации родителей, приобретенного статуса в обществе. Хотя, государством гарантированы всем одинаковые права.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться в статусе «ребенка инвалида с младенчества».  После того, как ему выполнится 18 лет, комиссия МСЭ присвоит группу.

После изменения статуса, присвоения группы, будет начислена сумма выплачиваемой помощи от государства.

Кроме этого в справке прописаны рекомендации:

Выданный комиссией документ имеет определенный срок. По его истечению проходят повторное обследование и комиссию. Чаще всего, комиссия выдает подтверждающий инвалидность одноразовый документ включительно до 18 лет. По истечению этого времени нужно пройти переосвидетельствование в медицинском учреждение с последующей комиссией, но уже с присвоением группы по инвалидности.

Инвалид детства после 18 лет статус

Установленная категория инвалидности в младенчестве действует до того момента, когда ребенок вступает в совершеннолетие. После этого ему придется пройти повторную комиссию, которая определит в дальнейшем группу инвалидности. До этих пор, дети приравниваются к первой группе.

Прохождение комиссии во взрослой МСЭ немного сложнее. Группа таким взрослым детям определяется с ограничением. Кроме этого, произойдет сокращение выплат, так как они напрямую зависят от поставленной группы.

  • При утверждении 1 или 2 групп, на сумму выплат влияет категорийность «инвалидность с детства».
  • При утверждении 3 группы эта категорийность не распространяется.

Получив на комиссии 3 группу, выплаты уменьшаются в несколько раз. Кроме этого, родителям нужно понимать, что 3 группа – это 1 ст. в ограничении по труду. Она не имеет сильных ограничений в труде, что влечет за собой последующее трудоустройство. А это в свою очередь изменение пенсий из социальной инвалидной на страховую инвалидную.

Для получения таковой пенсии не нужно иметь большого стажа, он может быть продолжительностью в один день. К сожалению, он влияет на сумму выплат. Инвалид отработавший пять лет и только что пришедший на работу будет иметь существенную разницу в выплатах.

Родителям таких особенных детей нужно подстраховаться заранее. Тогда их ребенок, будучи взрослым, при выходе на работу может сразу рассчитывать на существенную прибавку к страховой регулярной выплате.

Для получения такой прибавки нужно по исполнению ребенку 14 лет, на ежегодной основе уплатить страховые взносы. По исполнению 18 лет, у ребенка будет 5 лет стажа, которые обеспечивает ему прибавку.

Без определенного стажа инвалид 3 группы сможет получать только социальные выплаты. Для таких выплат нужно письменное обращение в ПФР, счет на имя ребенка. Уплату нужно провести по 31 декабря каждого года включительно. Оплату можно проводить частями.

В начале каждого следующего года нужно подавать специальную

форму, в которой указываются суммы перечисленных взносов.

Кроме этого нужно понимать, что группа взрослому человеку устанавливается несколько иначе, чем ребенку. Для того чтобы гарантированно иметь как минимум вторую группу нужно обращать внимание на следующие нарушения:

Также нужно принять во внимание, что важную роль в определении группы имеет заключение детского МСЭ:

Именно поэтому важно заранее позаботиться не только о стаже, выплате по инвалидности, но и группе в будущем. Именно она гарант выплат для вашего взрослого ребенка.

Классификация критериев для определения группы:

Статус ребенок инвалид

Детьми инвалидами принято считать детей, которые, вследствие приобретенных заболеваний получили инвалидность. Данный статус применяют до того момента, пока ребенку не выполнится 18 лет. При определении таких заболеваний, врачами в карточке ребенка делается запись, которая принимается во внимание на МСЭ при установлении группы.

Все данные при обследовании у врачей должны быть записаны в специальную форму № 112/у, параллельно в амбулаторную карточку ребенка. Заключение должно оформляться в 2-х идентичных экземплярах.

  • Один из оригиналов останется в мед учреждении;
  • Второй выдадут на руки. С ним нужно обратиться в органы социальной службы для оформления регулярных выплат по инвалидности;

Присваивается статус на определенный период, который обязательно прописывается в выданном документе. После истечение прописанного срока, ребенку нужно пройти медицинский осмотр с повторной комиссией МСЭ. Как правило, справку выдают один раз до совершеннолетия. Следующее обследование нужно пройти, когда ребенку исполнится 18 лет. После чего будет установлена группа инвалидности.

Пособие по статусу инвалида

Согласно действующим законодательным актам, допускается получение одного вида пенсий по выбору. Получать две одновременные доплаты (выплаты по инвалидности + старческая пенсия) могут:

Заключение:

Будем очень рады если наша статья помогла вам разобраться в насущных вопросах. Мы старались как можно подробнее описать все важные аспекты касательно оформления инвалидности, выплат в 2019 году.

Обратите внимание на раздел ребенок инвалид после 18 лет. Там есть рекомендации касательно посещений медицинских учреждений, сохранения группы в будущем.

Источник: https://luckclub.ru/socialnyj-status-invalida-kto-daet-kak-poluchit-zakon-status-invalidov-pravovoj-status-rebenka-invalida

Как сделать из ребенка социального инвалида?

Социальный инвалид кто это

Любовь Гасанова

Начнем с определения слова «инвалид» – это человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Социальный инвалид – человек, не способный или испытывающие большие трудности в процессе адаптации в обществе.

Такому человеку сложно коммуницировать с другими, проявлять себя, свою индивидуальность и таланты (которые непременно есть у каждого), брать на себя ответственность за свои действия и свою жизнь, добиваться поставленных целей, преодолевая препятствия.

Хотите знать, как люди становятся социальными инвалидами? Благодаря трепетной любви своих заботливых родителей. Да, да, я не утрирую и не передергиваю.

Ведь в понимании многих взрослых гиперопека воспринимается как трепетная и нежная забота о своем ребенке. «Я ведь тебе только хорошего желаю», – говорят мамы и папы. Наверняка вы такое слышали, и наверняка не раз.

И вот из такого хорошего вырастают незрелые, не самостоятельные, ни на что не способные личности. Кому от этого хорошо? Вопрос риторический.

Забота или контроль?

Многие родители искренне считают, что они не делают ничего плохо, если принимают все решения за ребенка, не оставляя ему не то что права выбора, а даже такой возможности – выбирать. Многие ограждают малыша от какой-либо работы, дел, – мол, еще наработается.

Часто можно услышать: «Я защищаю его от жизненных невзгод» или «Он еще набьет шишек в своей жизни. Пока я рядом, их будет меньше», «Вот как вырастет, тогда пусть живет, как хочет, а пока я буду решать, мне так спокойнее», «Для него (нее) так будет лучше».

В общем, оправданий море.

Лишая ребенка возможности выбирать, лишая его возможности приобрести новый опыт. И когда ребенок вырастает – он просто уже не может жить так, как хочет, потому что он не понимает, чего он хочет, он не знает как это, и, будучи взрослым дядей или тетей боится брать на себя ответственность и делать что-то новое, непривычное.

Он боится трудностей, конфликтов, иногда боится сам себя. С огромным трудом переносит неудачи (вплоть до самоубийства). Вот вам и социальный инвалид. Внешне – абсолютно полноценный, здоровый человек, у которого море перспектив и возможностей.

Но внутри – маленький напуганный ребенок, который боится сделать лишний шаг без мамы и папы.

Специалисты выделяют два вида гиперопеки: потворствующая и доминирующая.

Ты гений потому что ты гений!

Потворствующая гиперопека – это когда родители всячески показывают и внушают ребенку, что он априори самый лучший, самый умный, самый красивый. Он по умолчанию такой, но не по факту (не потому что проявляет определенные качества, делает какие-то успехи, имеет достижения).

Такая опека формирует истероидный тип личности, для которой характерны такие черты как: капризность, повышенная громкость, неспособность быть тихим и незаметным (когда это необходимо), хвастовство, импульсивность, надменность, алогичность и вообще трудности с логическим мышлением и установлением причинно-следственных связей, исключительная сфокусированность на себе и неспособность говорить о других. Интересно, что нередко такие люди становятся клиентами пластических хирургов, так как воспринимают свое тело словно пластилин из которого можно лепить все что захочется. Вы знаете таких людей? Думаю, встречали и не раз.

Да, картинка вроде бы не слишком веселая. Но многие думают, что таким людям живется намного легче, чем адекватным, способным осознавать свои недостатки, понимающим, что таки не все им под силу. Ведь куда приятней думать, что ты гениален во всем и что прекрасен всегда и идеален как Бог. Но увы, чтобы вы себе не внушали и во чтобы не верили, реальность остается реальностью.

Мы все с недостатками, у каждого есть слабые стороны. И это нормально. Люди с адекватным восприятием себя и реальности способны коммуницировать с другими и способны достигать поставленных целей. Истероидный тип – не способен. У такого человека, как правило, большие амбиции. Разве это плохо? Конечно нет, если для этого есть основания.

А если амбиции сформированы на пустом месте? Разочарование неизбежно.

Такие люди не способны переживать трудности, которые нередко встречаются в попытке достигнуть цели. Приходит жестокое разочарование. Ведь какими были ожидания? Раз и все получилось. А тут бац – и трудности. А с трудностями такой человек справляться не привык. Ведь фактически от рождения все трудности за него решали родители, рассказывая какой он при этом великолепный.

В подобных ситуациях, человек может впасть в депрессию, может озлобиться и обвинять всех и вся в своих неудачах, а может и покончить жизнь самоубийством (уж слишком жестокое и тяжелое разочарование). Вот они «прекрасные плоды» потворствующей гиперопеки.

Командовать парадом буду я!

С определением доминирующей гиперопеки, думаю, проблем не возникнет. Тут в общем-то все понятно. Все решения за ребенка принимают родители. Они всегда знают, что для него лучше, что ему хочется и что ему нужно. При такой опеке у малыша очень много ограничений: это не делай, то нельзя, это тебе не на пользу. Какой результат?

Прежде всего, из-за недостатка самостоятельности и какого либо опыта у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. А это одна из важнейших потребностей, благодаря которой личность окончательно созревает.

Итак, что же получается из такого малыша? Конечно же человек, которому свойственны такие характеристики: низкая самооценка, безинициативность, безответственность, избегание социума, жизнь по принципу «лучше не высовываться», робость, страх перед чем-то новым, зависимость от других.

Такие люди часто становятся козлами отпущения, всегда работают в подчинении, отдавая право принимать решение другим. Также может наблюдаться отсутствие интересов в жизни, желание учиться, познавать что-то новое, приобретать новый опыт. Как говорится, чем тише, тем лучше.

Друзей тоже крайне мало. В некоторых случаях происходит регресс в когнитивной (познавательной, мыслительной) сфере. А как иначе? Ведь при такой опеке ребенку не нужно думать, прилагать какие-то умственные усилия – все решают родители.

А во взаимоотношениях с ними главное – послушание и привязанность.

Вместо вывода

Многие из нас – уже, будучи очень взрослыми – продолжают испытывать родительскую гиперопеку. Вам может быть 40 лет, а мама по-прежнему будет рассказывать вам во что одеться и как накалывать вилочкой огурчики.

У многих это вызывает бунт, сопротивление и желание таки доказать родителям, что вы – самостоятельная и взрослая личность. Это, кстати, одна из распространенных причин серьезных конфликтов между родителями и взрослыми детьми.

Что в таких случаях делать? Читайте здесь.

А тем, кто планирует стать родителями, нужно помнить – главная задача папы и мамы – нет, не опекать, а научить ребенка быть самостоятельным. Как говорит психолог Дмитрий Карпачев – научить ребенка обходиться без родителей! И если вы справитесь с этой задачей – значит свое предназначение как папа и мама вы выполнили!

AdMe.ru

Источник: http://yapsih.com.ua/mutual_relations/kak-sdelat-iz-rebenka-sotsialnogo-invalida/

Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

Социальный инвалид кто это

Когда речь заходит о социальной защите граждан с ограниченными возможностями, ключевыми становятся два термина – инвалид и инвалидность. Важно иметь четкое представление о том, что может привести к получению инвалидности в качестве особого статуса, какие у нее бывают группы и степени.

Понятие «Инвалид»

Благодаря любому понятию среди множества предметов и явлений можно выделить конкретное подмножество, обладающее общими признаками. Когда речь заходит об инвалидах, то имеются в виду те лица, которые нуждаются в особой государственной защите в силу состояния своего здоровья.

Дефекты различной природы, а также нарушения, вызывающие стойкие расстройства жизненно-важных функций организма, делают указанную категорию лиц особенно уязвимой. Деятельность таких людей оказывается ограничена.

Причем возможность обслуживать самого себя, ориентироваться в пространстве, передвигаться, общаться, официально работать либо отсутствует полностью, либо реализуется лишь частично.

Проявление расстройства функций влияет на то, дадут ли группу инвалидности (тем, кто достиг совершеннолетия) или будет получен статус «ребенка инвалида» (несовершеннолетним). Вся процедура определения носит название медико-социальной экспертизы (сокращенно МСЭ). На нее больного может направить наблюдающий или лечащий врач.

Происхождение термина

Термин восходит к латинскому слову «invalidus», что значит «непригодный», «бессильный».

Этимология слова восходит к valere, что в переводе означает «быть сильным», «иметь возможность», отсылая к эпохе ранней Римской империи.

Сегодня для большей тактичности чаще употребляется выражение «человек с ограниченными возможностями», которое весьма размыто (вопрос упирается в то, что здесь является ограничителем).

В текстах официального характера все же присутствует термин инвалид. Когда речь заходит о корректности выражений в адрес лиц с ограниченными возможностями, то организации и объединения инвалидов предлагают различные эквиваленты. Один из примеров: вместо выражений «слабоумный» и «умственно неполноценный» использовать «человек с задержкой в развитии».

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

Логика на законодательном уровне проявляет себя следующим образом – среди лиц с ограниченными возможностями выделяются категории с общим и специфичным признаком (несколькими признаками). Такие классификация делают более удобной систематизацию законодательной базы, а также упрощают ее понимание для многих граждан при попытке освоения.

КОСГУ представляет собой одну из классификаций, которая позволяет поделить людей на несколько классов с учетом характера отмеченных у них нарушений. Каждой букве в аббревиатуре соответствует свой класс:

  • К – к данной категории относятся все лица, использующие инвалидную коляску в качестве средства передвижения.
  • О – лица, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом. По-другому, опорники – они не используют кресла-каталки.
  • С – инвалиды, страдающие от нарушений в работе органов зрения (буква «С» означает слепые).
  • Г – те, кто имеет расстройство слуха различной природы (глухие).
  • У – лица с серьезными нарушениями в умственном развитии.

Стоит отметить, что классификация КОСГУ не является главной, но она делает актуальным вопрос о социальном обеспечении инвалидов, об адекватной помощи в их повседневной жизни.

Понятие «Инвалидность»

Одно из определений инвалидности говорит, что это особое состояние человека, когда развертыванию его деятельности мешают различные препятствия и ограничения. Последние вызваны особым отношением социума к такому человеку (неготовность психологического принятия лиц с отклонениями от нормы здоровья).

Группы и степени инвалидности

Существует три группы инвалидности. Первую группу дают тому, кто имеет тяжёлую форму заболевания из специального перечня. Больной без посторонней поддержки не в силах справиться с элементарными задачами. Передвижение часто попросту невозможно, пространственная ориентация серьезно нарушена (в незнакомых местах это заметно сразу).

Инвалиды первой группы испытывают проблемы с общением. Иногда вербальный его вариант невозможен полностью. Существенные нарушения дают о себе знать и в вопросах самоконтроля.

От характера самого заболевания зависят проявления неспособности контролировать свое поведение, ее стойкость.

Иногда нарушения в работе мозга таковы, что корректировка различных поведенческих моментов оказывается бессмысленной.

Некоторым представителям первой группы противопоказана работа, многие ее попросту не в силах выполнять. Инвалиды по зрению или по слуху могут найти работу на особых условиях.

Обучение лиц с ограниченными возможностями рассматриваемой категории затруднено. Если итогом проведения МСЭ становится присвоение первой группы, то повторное освидетельствование проводится через два года.

На этот срок больному назначают лечение, составляется реабилитационная программа (ИПР), которой нужно придерживаться.

Вторая группа инвалидности назначается тем гражданам, у которых проявления болезни имеют умеренный характер. У них могут наблюдаться умеренные расстройства движений, ориентации в незнакомых местах.

Помощь может понадобиться при использовании общественного транспорта (при посадке и высадке).

Затруднения могут возникнуть в процессе получения знаний (при их передаче), но благодаря помощникам и в особых условиях, их можно избежать.

Трудовая деятельность также возможна, но рабочее место должно отвечать определенным требованиям, иногда возникает необходимость привлечения помощника или автоматизации процесса. Инвалидность присваивают на один год, после чего требуется повторное освидетельствование.

Третья группа предполагает незначительные ограничения. Инвалидам требуется определенная социальная помощь, поддержка в выполнении некоторых видов деятельности.

Иногда вместо помощника используются подручные вспомогательные средства. Серьезных затруднений передвижение, пространственная ориентация и обучение не вызывают.

При наличии условий, размеренности действий инвалид третьей группы может справиться с такими задачами.

Работать можно, но только так, чтобы условия труда не предполагали повышенной нагрузки. Инвалиды могут вызываться на работу в нерабочее время (по согласованию). Если в силу каких-либо обстоятельств гражданин получает подобную категорию инвалидности, чаще всего ему приходится оставить прежнее место работы и найти другое, более адекватное его состоянию.

Повторный визит на комиссию необходимо сделать через 12 месяцев после заседания МСЭ (первичного или очередного).

Помимо определения группы инвалидности, в прямые обязанности членов МСЭ входит также выяснение степени трудоспособности:

  • Первая степень дается тем, кто в силах работать по сниженной квалификации и не будет вынужден затратить серьезное количество сил на работу.
  • Вторая степень характеризует тех граждан, что могут выполнять свои трудовые обязанности в специально созданных доля этого условиях (при необходимости с привлечением технических средств).
  • Третья степень свидетельствует о невозможности трудовой занятости.

Условно первые две степени инвалидности можно назвать рабочими, последняя относится к категории нерабочих.

Причины инвалидности по действующему законодательству

Согласно закону, вопросом определения причин занимаются учреждения МСЭ. Приблизителные их формулировки таковы:

  • это может быть общее заболевание или то, что носит профессиональный характер;
  • причиной также могут стать травмы, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей;
  • выделяются травмы военного характера и болезни, приобретенные в ходе несения военной службы;
  • отдельной категорией идут заболевания, вызванные радиационным облучением (катастрофы на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»);
  • инвалид с детства – еще одна причина с широким значением, фигурирующая в отчетах комиссии.

Что такое условная инвалидность

В нормативных актах нашей страны термин «условная инвалидность» не встречается. Когда употребляется такое выражение, то имеет смысл свести разговор в плоскость темы срочной и бессрочной групп инвалидности. Срочная инвалидность дается на заседании комиссии.

Тем, у кого первая группа, повторное освидетельствование положено проходить через два года. Носителям второй и третьей групп нужно явиться на заседание комиссии через год. Освидетельствование может принести сохранение статуса, его понижение или повышение.

Именно срочную инвалидность можно отнести к условной.

Иногда дается бессрочная группа. Регулярное подтверждение статуса здесь уже не требуется, но и абсолютно безусловной такую группу не назовешь. Если у больного наблюдаются ухудшения, лечащий врач может направить его на повторную комиссию, чтобы по ее результатам произошло переоформление инвалидности.

Понятие «Дети-инвалиды»

Получить статус ребенка-инвалида могут граждане России, которые имеют серьезные отклонения от нормы по здоровью, ограничены из-за этого в своей жизнедеятельности.

Условие по возрасту – им не должно быть больше 18 лет. У детей-инвалидов есть проблемы как с физическим, так и с психическим развитием, что приводит к нарушению социальной адаптации.

Также у ребенка-инвалида могут наблюдаться:

  • сложности с самообслуживанием;
  • трудности, связанные с ориентацией в пространстве;
  • проблемы с контролем за собственным поведением;
  • нарушения речевого развития.

Ребенку-инвалиду до 18-летия не дают определенную группу инвалидности. Само получение статуса может быть инициировано наблюдающими ребенка врачами, специалистами различных медцентров после проведения обследования. Врачебные рекомендации заносятся медкарту больного и в специальный документ (по форме 112/у), который называется «Историей развития ребенка».

Категория «Инвалид с детства»

Ребёнок-инвалид и инвалид с детства – различающиеся по смыслу выражения. С учетом вышесказанного, становится понятно, что «инвалид с детства» – это причина присвоения определенного статуса. Одновременно с указанием статуса ребенка (запись «ребенок-инвалид») в официальном отчете МСЭ указывалась и причина, приведшая к его получению.

До января 2000 года категория «ребенок-инвалид» присваивалась детям, не достигшим 16-летия. После этого возрастная граница сместилась на отметку в 18 лет.

После наступления совершеннолетия больной вновь отправляется на экспертизу, которая определяет группу инвалидности. Одной из причин присвоения статуса, согласно законодательству нашей страны, является факт наличия инвалидности с детства.

Стоит отметить, что такие граждане имеют определенные льготы, которыми можно воспользоваться.

Социальная группа инвалидов

Подавляющая часть подходов к определению категории инвалид затрагивает исключительно медицинский аспект. Акценты здесь делаются на патологии, приведшей к получению статуса человека с ограничениями жизнедеятельности, а также на вопросах лечения, реабилитации и социальной адаптации.

Если же рассматривать людей с ограничениями в качестве социальной группы, то во главу угла будет ставиться конкретный индивид и его взаимодействие со средой и обществом. Тогда его ограниченные возможности предстанут не следствием недуга, а своего рода дискриминацией со стороны окружения (в том числе в форме жалости) и его неготовностью принять инвалида.

Возросшая за последнее десятилетие активность инвалидов в плане отстаивания своих прав постепенно приводит к изменению взглядов на эту проблему. Изменения происходят не только на уровне государственных структур, но и среди общественности.

Законодательная база в области инвалидов

Помимо уже упомянутого закона, посвященного соцзащите инвалидов, стоит отметить следующие нормативные акты (неполный перечень):

  • Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 «Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”».
  • ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  • ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с внесенными изменениями ФЗ №345).
  • ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Заключение

Постоянное обеспечение равных прав и возможностей всех членов общества должно быть приоритетной задачей государства. Поэтому обществу важно ориентироваться не столько на формальное понятие уровня и качества жизни, сколько на этическое.

Ставя вопрос о компенсации физических и психических недостатков и ограничений лицам с инвалидностью, важно помнить о том, что у принципа обеспечения равных возможностей гораздо более широкое значение, нежели у принципа равных условий на старте какого-либо предприятия.

Источник: https://ProInvalid.ru/informatsiya/raskrytie-ponyatij-invalid-i-invalidnost

Социальная модель инвалидности

Социальный инвалид кто это

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов — что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности — ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено общество!

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша инвалидность требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • «Инвалидность» не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что «общество» (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает «социальная модель инвалидности», рекомендуется ознакомиться со статьей «Социальная модель инвалидности: в двух словах», чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: что это такое?»

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные».

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • «несчастные» – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • «бесполезные» – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены «угнетенного меньшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие на других».

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

«Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества».

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы.

Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией «Дисейблд Пиплз Интернейшинал» (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос «Что же такое социальная модель инвалидности?» не поставлено.

По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения.

Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: в двух словах». В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье «Социальная модель инвалидности: история создания».

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых, поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых, медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей.

Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела.

Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества.

Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации.

Отсюда и фраза – «социальная модель».

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как «дефект». Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни.

Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен.

К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта «За равные возможности!»

инвалидинвалидностьльготыобществотранспорт

Источник: http://mioby.ru/novosti/socialnaya-model-invalidnosti/

Юридическое слово
Добавить комментарий