Постановление правительства о северных надбавках

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Постановление правительства о северных надбавках

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

Закон о северной пенсии: основные положения и нюансы

Постановление правительства о северных надбавках

Закон о северной пенсии определяет, что жители Крайнего Севера и приравненных к нему регионов выходят на отдых по льготной программе. Государство предусматривает увеличение базовой страховой выплаты. Аналогичные права предусмотрены и для работников северных областей вне зависимости от их места жительства на момент наступления преклонного возраста.

Законодательство о северных выплатах

Из-за тяжелых условий жизни и труда жители северных регионов имеют право досрочно выйти на пенсию.

Законодательство:

  • ФЗ №166 от 15 декабря 2001 года — регламентирует общие правила начисления и выплаты северного пособия;
  • ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года — статья 33 Федерального закона вводит способ начисления трудового стажа в регионах Крайнего Севера и областях, приравненных к нему;
  • Постановление Правительства №651 от 14 июня 2014 года — определяет порядок учета занятий в тяжелых погодных условиях для начисления пенсии по особой форме и досрочному выходу на законный отдых;
  • Постановление Правительства №367 от 28 апреля 2016 года — устанавливает правила и порядок увеличения фиксированных выплат для данных категорий граждан.

Согласно пенсионному законодательству такая пенсия назначается любому работнику независимо от гражданства и принадлежности к любой из стран мира.

Важно! Несмотря на то, что трудовая пенсия по наступлению преклонного возраста была переименована в страховую по наступлению старости, и определенный базовый объем стал фиксированной выплатой, общий порядок досрочного выхода на пенсию и увеличенная ставка для северян не были подвергнуты изменениям.

Условия назначения северной пенсии по закону

Пособие выдается лицам, имеющим право на получение страховой пенсии или государственных выплат вследствие достижения определенного возраста и наработки стажа.

Люди, получающие выплаты в рамках закона о социальном обеспечении или признанные инвалидами (обязательно должны проживать в северных регионах), также получают право на пособие в увеличенном размере. В их отношении вводится поправочный коэффициент. Он зависит от региона проживания. К примеру, в республике Коми коэффициент равен 1.6, на Камчатке – 2.

Закон о северной пенсии для выхода на пенсию предусматривает определенные условия:

ПолВозрастСтаж на Крайнем СевереСтаж в регионахОбщий страховой стаж
Мужчины55152025
Женщины50152020
Жители – мужчины50Обязательно постоянное проживаниеОбязательно постоянное проживание25 – для местного промысла (охота, рыболовство и другое)
Жители – женщины45Обязательно постоянное проживаниеОбязательно постоянное проживание
Женщины с детьми (от 2)50121720

Значение территориального проживания, переезд в другой город

Список приравненных к КС местностей регламентирован постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 года.

При переезде в другую местность и при наработке требуемого стажа человек получает пенсию, но уже без учета поправочного коэффициента для северного региона. Главным условием считается проживание на определенной территории.

Крайний Север – это местность за полярным кругом. Другие регионы приравниваются к ней при наличии тяжелых условий климата, постоянного холода. Причисление к перечню новых земель выполняется только посредством правительственного постановления.

Северный стаж и возраст выхода на пенсию по ФЗ №400

Работникам Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему областей начисляется северная пенсия. Трудовой стаж для получения выплат должен быть — не меньше 20 лет для мужчин и 15 для женщин при работе на КС. При этом срок выхода на пенсию составляет, соответственно, — 55 и 50 лет.

Общий стаж должен быть не меньше 25 и 20 лет.

Год стажа в регионах, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9-ю месяцами работы непосредственно на самом Севере. Уже после 6 месяцев работник с каждым годом сокращает свой возраст выхода на пенсию на 4 месяца.

Льготные условия пенсионерам с Крайнего Севера в соответствии с законом

При выплате пособия для жителей и работников северных регионов вводятся льготные условия. К ним относятся следующие послабления для граждан.

Фиксированная выплата – точный объем материального довольствия, определенный законодательными нормами и рассчитываемый без учета поправочных коэффициентов или других надбавок.

Досрочный выход – возможность преждевременного оформления и получения пенсионных выплат. Главное для претендента – обладать достаточным стажем, и тогда он имеет право отправиться в «отпуск» на 5 лет раньше. Если человек был трудоустроен на производстве с тяжелыми условиями труда, то на 10 лет.

Региональный коэффициент – показатель, определяющий сложность жизни и работы в условии конкретной местности. Максимальное значение – 2, применяется для пенсий в Нижнеколымкском районе и поселении Усть-Куйга Якутии. Наименьшее – 1.15, используется для расчета выплат для жителей Карелии. При назначении фиксированный объем с учетом надбавок увеличивается на региональный коэффициент.

Способ расчета – формула такая же, как и при начислении стандартного пособия. Применяется региональный коэффициент. Важно, чтобы стаж работы был не меньше 25 или 20 лет (зависит от пола) для обычных областей, и 15 или 20 лет для Крайнего Севера и приравненных к нему территорий.

Послабления нужны, чтобы облегчить жизнь в тяжелых условиях севера.

Закон об оформлении северной пенсии

В текущем году вопросом назначения северных пенсий занимается Пенсионный фонд РФ или муниципалитет, если уполномоченного учреждения нет в регионе.

Право предоставляется многофункциональным центром (МФЦ), если структурами (МФЦ и государственными органами) заключен ряд договоренностей.

Процесс оформления:

  1. проверка условий (стаж и возраст) и сбор документации;
  2. личный визит в соответствующие структуры для инициации и подачи заявления на выплату пенсии. К нему прикладывается необходимый перечень документации. Заявку могут отправить заинтересованное лицо (пенсионер), официальный представитель или работодатель при письменном согласии работника. После приема государственным служащим выдается расписка о принятии документации;
  3. заявка рассматривается в течение 10-ти дней. Потом заявителя уведомляют в письменной форме о решении. В течение 5-ти дней ему объявят о принятии (нет ли ошибок в оформлении). После устранения недочетов рассмотрение начинается заново.

Обратите внимание: начисление выплат начинается с первого числа месяца, в котором были поданы документы, но раньше, чем через 30 дней до наступления соответствующего возраста для выплаты пенсии.

Перечень документов для оформления выплат гражданам Крайнего Севера

Северная пенсия так же предусматривает фиксированную надбавку к базовой части пенсии северян. Северный коэффициент при начислении пенсии по-прежнему будет зависеть от района проживания.

Документы для оформления:

  • заявление по форме;
  • трудовая книга и другие доказательства наработанного стажа;
  • справка с места регистрации и расположения предприятия, на котором трудился человек (если потребуется).

Может потребоваться и ряд дополнительных бумаг: справка о находящихся на иждивении и нетрудоспособных подопечных, а также документы, если произошла смена Ф.И.О. или изменилась регистрация места жительства.

Важно! Все бумаги должны быть правильно заполнены. При обнаружении ошибок процесс рассмотрения дела будет остановлен.

Правовое регулирование расчета северной пенсии

Определение размера пенсии производится для правильного учета льгот.

Выплата складывается из двух составляющих:

  1. фиксированная часть;
  2. сумма, рассчитываемая из регулярных отчислений в ПФР.

Повышенная пенсия для северных жителей и рабочих предусматривается по всем параметрам (базовый и страховой объем).

Фиксированная часть выплат для граждан, проживающих и трудящихся в тяжелых климатических условиях:

Регион стажаИмеется иждивенецНет иждивенцев
Области КС5 083,45 руб.6677, 94 руб.
Области, приравненные к КС5 865,53 руб.6677, 94 руб.

За основу берутся табличные параметры. Расчет пенсии происходит по следующему алгоритму:

  1. фиксированный объем умножается на районный коэффициент;
  2. полученная сумма складывается с высчитанной из размера регулярных выплат в ПФР суммой.

Каждый пенсионер в состоянии самостоятельно пересчитать объем выплат, чтобы сверить данные.

Таким образом, северная пенсия – увеличенное пособие, положенное для граждан, отработавших много лет в тяжелых, холодных условиях.

Для получения граждане должны достичь определенного возраста, наработать стаж и проживать, трудиться в северном регионе.

При этом закон о северной пенсии при переезде предусматривает сохранение фиксированной выплаты, но региональный повышающий коэффициент уже не будет учитываться.

Источник: https://ProPensiu.ru/novosti-o-pensii/zakon/o-severnoj-pensii

Как начисляется северная надбавка в 2019 году – в Красноярске, лицам старше 30 лет, молодежи

Постановление правительства о северных надбавках

Север России отличается от других регионов суровыми условиями жизни. За работу в сложном климате по закону положена компенсация.

На каких условиях в 2019 году предоставляется северная надбавка в России? Низкие температуры, короткие световые будни, дефицит овощей и фруктов – все это о жизни на севере России.

Работа в суровом климате негативно отражается на физическом состоянии и здоровье местных жителей.

Поэтому на федеральном уровне установлены различные виды компенсаций тяжелой трудовой деятельности. Как в 2019 году начисляется северная надбавка?

Основные аспекты

Закон устанавливает, что работникам Крайнего Севера зарплата выплачивается с начислением дополнительного коэффициента. Не имеет значения стаж работы или продолжительность рабочего дня.

На федеральном уровне Правительство РФ учреждает величину регионального коэффициента. Кроме того, региональные власти могут за собственный счет увеличивать показатель.

Расчетный коэффициент применяется только в отношении заработной оплаты. Он не используется при начислении праздничных премий, больничных, отпускных, материальной помощи.

Но премия за результативность труда рассчитывается при помощи районного коэффициента, поскольку данный вид оплаты труда предусматривается системой выплат работникам по российскому законодательству.

Наряду с районным коэффициентом применяется на территории Крайнего Севера такая компенсация как северная надбавка.

Хотя цель обоих видов компенсации – это улучшение качества жизни северных работников, но это разные льготы. Как начисляют северную надбавку?

Необходимые термины

Северной надбавкой именуется ежемесячная выплата, которая выражена процентным соотношением к зарплате.

Дифференцируется ее размер исходя из следующих параметров:

  • категория местности;
  • возраст трудящегося;
  • стаж работы.

Критерий категории местности выступает исходным значением. Все территории, на которых за работу полагается надбавка делятся на четыре категории, в зависимости от уровня суровости климатических условий:

  1. Территория Крайнего Севера с особо сложным климатом.
  2. Остальные местности КС.
  3. Приравненные к КС территории.
  4. Другие местности с особыми условиями климата.

Северная надбавка выступает стимулом для привлечения работников в сложные для проживания районы. Получать такие компенсацию должны как постоянные сотрудники, так и совместители.

Районный коэффициент это множитель (от 1,1 до 2), на который увеличивается оклад, компенсации, доплаты, пенсии при проживании в определенном регионе.

Не применяется этот коэффициент к командировочным, отпускным и северным надбавкам. При использовании коэффициента оклад увеличивается. Северная надбавка предоставляется отдельно.

Кому положена

Начисление северной надбавки полагается всем лицам, трудящимся на территории Крайнего Севера или приравненных к нему областях.

При это не имеет значения, работает ли сотрудник на постоянной основе, по совместительству или удаленно (при совпадении места проживания с территорией действия надбавки).

Действует надбавка и применительно к военнослужащим лицам. Для чего нужна северная надбавка? Цель такого поощрения работников вполне очевидна.

В отдельных российских регионах причины климатического характера существенно увеличивают стоимость проживания.

При этом сложные бытовые и трудовые условия создают дополнительные негативные нагрузки на здоровье людей. Оценка труда на данных территориях на общих условиях была бы крайне несправедливой

Отчасти районный коэффициент выступает регулятором для уравнения прав трудящихся. Северная надбавка становится дополнительным инструментом для привлечения необходимых кадров.

Начисляется ли районный коэффициент при выплате северной надбавки? Хотя данные льготы могут увеличивать одни и те же выплаты, но это разные показатели и не следует их смешивать.

Правовое регулирование

Руководствуясь высокими трудозатратами в процессе работы на Крайнем Севере и дорогостоящими условиями жизни на фоне сурового климата, государство утвердило льготу для работников-северян.

Для них в ст.317 ТК РФ предусмотрена компенсация в виде надбавки к зарплате.

Все территории, на которые распространяется применение северной надбавки, указаны в Приказе Минтруда № 2 от 22.11.1990. Общий перечень местностей поделен на четыре группы.

Источник: http://jurist-protect.ru/kak-nachisljaetsja-severnaja-nadbavka/

Юридическое слово
Добавить комментарий